Девичьи головные уборы

пт., 12.08.2022

В старину головные уборы имели практическое значение. Могли многое рассказать о человеке. О том, откуда он был родом, о его социальном статусе, семейном положении.

Молодые девушки, которые еще только готовились к замужеству, носили уборы, которые не скрывали волосы — главный критерий женской красоты. Волосы всегда собирали в тугую прическу, а все головные уборы способствовали этой задаче.

Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лентами.

Девичья повязка

Девичья повязка.

С малых лет девочки украшали голову венком или декоративным обручем. По принципу венка создана девичья повязка – головной убор девочки-подростка. Она не скрывала макушку, но отличалась изысканным фасадом. Его обшивали дорогой тканью, прикрепляли позумент или ленточки фольги, а затем украшали цветным стеклом, перламутром и бисером. Часто здесь же располагалась изысканная вышивка. Удержаться на голове повязке помогали шёлковые лопасти, которые завязывались бантом сзади. Важным элементом головного убора было плетёное из бисера очелье, которое закрывало лоб от нескромных взглядов. Девичья повязка без слов придавала хозяйке статус невесты с богатым приданым.

Заплетённая длинная коса была гордостью девушки, поэтому выставлялась напоказ. Для подчёркивания её длины и толщины служили специальные украшения – косники (или накосники). Выглядели они как вплетенные в косу золотые нити, или яркие ленты, оканчивающиеся подвесами треугольной формы. Эти подвесы обильно украшали вышивкой, бисером и даже драгоценными каменьями. Девушки из бедных семей не имели ни косников, ни повязок, закрывая волосы косынками даже на праздниках. На деревенском гулянии разглядывали «повязочниц» и «косыночниц» не только парни, но и их родители, подбирая сыну невесту. Поэтому «косыночницы» за время праздника могли несколько раз сменить головной убор, подчёркивая, что они не такие уж бесприданницы.

Завязки коруны

Коруна входила в состав праздничных костюмов, в которые облачались по особенным торжествам. Большого практического значения у неё не было, но она усиливала привлекательность девицы на выданье. Основой коруны служил каркас из металлической проволоки, который обтягивали плотной тканью, а затем обшивали ещё одной тканью – отделочной, на которой присутствовала вышивка или украшения. Завязывалась коруна, как и девичья повязка, лентами на затылке. Одни коруны напоминали самые настоящие короны. Другие делали очень высокими, изукрашенными зубцами. Этот тип коруны уже напоминал специальный головной убор, которым украшали невесту.

Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вёл своё происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Венец делали из тонкой (около 1 мм) металлической ленты, ширина которой составляла не более 2,5 см. Для его изготовления использовали серебро и бронзу. По своей форме венец напоминал повязку, с той лишь разницей, что на концах мастер делал крючки для шнурка или ленты, которая завязывалась на затылке. Часто венец покрывался каким-либо узором с зубцами наверху. Девичий венец, унизанный жемчугом вдоль щёк, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник. Такой головной убор украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I — «венец с каменьи и с жемчуги».

Повсеместно девушки носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов, что называлось «в складку». Спереди подкладывали картон, а концы завязы­вали сзади под косой. На юге такой убор мог быть дополнен воткнутыми цветами, птичьими крашеными перьями. Столь же популярным было среди русских девиц ношение платков, сложенных «на уголок» по диагонали с повязанными под подбородком концами.

Южнорусские головные уборы отличались яркостью и насыщенностью декора. Для их создания использовались са­мые различные отделочные материалы: позумент, блестки, тесьма, пуговицы, бисер, птичьи перья, шерстяная бахрома, помпоны и т.п.

На севере особо нарядные уборы невест, известные под названиями «рефетка», «рефиль», обычно низались жемчугом и разноцветными камешками. Ко многим праздничным жен­ским и девичьим головным уборам надо лбом пришивали сетки из жемчуга, стекляруса или белого бисера, закрывав­шие весь лоб до бровей и даже ниже. Такие сетки назывались «рясы», «поднизи». Просватанные девушки северных губер­ний прикрепляли к своей повязке бархатный, шитый золотом кружок — «натемник» или небольшой прутик с разноцвет­ными лентами («флажки»), иногда прятали косу под вязаный «честной» колпак, на который затем надевалась повязка — «символ девичьей чистоты. В качестве женского головного убора колпак был распространен в верховьях Дона, в некото­рых уездах Воронежской, Тульской и Тамбовской губерний.

Женские головные уборы на Руси были не просто одеждой: это способ рассказать о себе главное. По тому, что надевала на голову женщина, можно было понять ее семейное положение, возраст, социальную принадлежность, а также то, в какой губернии она родилась. Имело значение все: цвет убора, его форма, ткань, из которого он сшит, и конечно, прическа, которую он обрамлял.

Наши контакты
Корпус 1
ул. Монтажников, 24,
тел.: 8 (3452) 33-98-05
Корпус 2
ул. Широтная, 117,
тел.: 8 (3452) 63-89-86
Корпус 3
ул. Н. Ростовцева, 14,
8 (3452) 39-72-68
8 (3452) 55-58-27
8 (3452) 39-72-63
Корпус 4
ул. Линейная, 25
тел.: 8 (3452) 39-72-92
Эл.почта: madouds141@obl72.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: